Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

ИНСТИТУТ  БИОМЕДИЦИНСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА  «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»  

Text/HTML

Text/HTML

СЕЗОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Биологи-ческиХ ритмОВ физиологических функций у школьников выпускных классов г. Владикавказа.

Наниева А.Р.1 , Хетагурова Л.Г.2, Кусова А.Р.1, Тагаева И.Р.1,2[1]

Обследованы 150 школьников 10 и 11 классов в возрасте 15-17 лет гимназии при ГОУ ВПО Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (ГОУ ВПО СОГПИ) г. Владикавказа во время учебного года. Методом ауторитмометрии с последующей компьютерной обработкой результатов по программе «косинор-анализ», характеризующей 5 параметров ритмов оценены биоритмы 10 показателей жизненно-важных функций: артериальное кровяное давление, частота сердечных сокращений, аксиллярная температура, чувство времени по тесту «индивидуальная минута», чувство пространства по тесту «индивидуальный дециметр». Проведена оценка вегетативного статуса (индекс Кердо, ВИ) и определен тип саморегуляции кровообращения (ТСК). Анализ состояния временной организации физиологических функций показал снижение адаптационных сил организма у школьников-гимназистов в зимний и весенний сезон года, в особенности юношей, и во время сдачи единого государственного экзамена года.

Ключевые слова: школьники старших классов, биоритмы, индекс Кердо, тип саморегуляции кровообращения.

Литература.

1. Алексеев С.В., Медико-социальная оценка здоровья современных подростков: Проблема и пути решения // Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век: Мат. IV междунар. конгресса. СПб. -1998. - С. 16-20.

2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Изменения психофизиологических показателей у. старшеклассников в процессе дифференцированного обучения // Физиология человека. -1991. -Т. 17, №5.1. -С. 116-124.

3. Асланян Н.Л., Крищян Э.М. Косинор анализ биологических ритмов: Методические рекомендации. -Ереван; 1979. -35с.

4. Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья школьников, условий их обучения и воспитания //Гигиена и санитария. -2004. -№2. –С. 55-58.

5. Демидов В.А. Влияние повышенной двигательной активности на кардиогемодиначескую устойчивость подростков в условиях напряженной информационной нагрузки /В.А. Демидов, Д.Н.Мальцев, Ф.А.Мавлиев // Физиология человека. -2008.-№4.-С.133-140.

6.  Киршина Е.Д. взаимосвязь учебной и двигательной деятельности старшеклассников во время обучения //Вестник томского гос.ун-ты. -2009. -№319. –С.169-172.

7. Комаров Ф.И. Хронобиология и роль в ее развития Проблемной комиссии по хронобиологии и хрономедицине РАМН /Ф.И.Комаров, Г.Д.Губин, С.И.Рапопорт, С.М.Чибисов, Д.Г.Губин // Хронобиология и хрономедицина: Руководство. Под ред С.И.Рапопорта, В.А.Фролова, Л.Г.Хетагуровой. –М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2012. – С. 6-21.

8. Комаров Ф.И., Романов Ю.А., Хетагурова Л.Г. Дизрегуляционная хронопатобиология. Глава 6 в кн. Дизрегуляционная патология под ред. Крыжановского Г.Н.- М.: Медицина, 2002.-С.157-175.

9.      Котова Н.В. Гигиеническое обоснование системы интегральных оценок состояния здоровья и среды обитания школьников: Дис. канд. мед. наук. Н.Новгород, 1996. -140с.

10. Куинджи Н.Н. Гигиенические требования к обучению учащихся в современной школе // Мат. Всерос. совещ. специалистов по гигиене детей и подростков. М., 1993. -С. 49-54.

11. Лучинская Е.С., Русанова В.Б. Функциональные особенности гемодинамики подростков в условиях различной двигательной активности //Физиология человека. -2009. -№4. -С.43-50.

12. Матин Б.В. Особенности мозгового кровообращения старших школьников с различной силой нервной системы //Физиология. -2007.-Том 8. –С. 415-421. www. MEDLINE.RU.

13.   Миннибаев Т.Ш., Сараджева О.П. Режим дня, работоспособность студентов и вопросы оптимизации обучения в вузе. М., 1983. - 79 с.

14.  Михайлова Л.А. Показатели центральной гемодинамики и особенности регуляции сердечного ритма у старшеклассников //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура» -2013. –Т.13, №4. –С.59-62.

15. Михайлова Л.А., Кимяева С.И. Динамика физической подготовленности и показателей внешнего дыхания у девушек подростков, обучающих по специальной учебной программе //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранения, физическая культура». -2013. –Т.13, №1. –С.58-62.

16. Романов Ю.А. Пространственно-временная организация  биологических систем // Владикавказский медико-биологический вестник. 2001.-Т.1, вып.2.- С.42-49.

17.  Сердюковская Г.Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольном и школьном возрасте // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях: Сб. науч. тр. М., 1991.1. -С. 5-11.

18. Сердюковская Г.Н., Бережков Л.Ф., Беляевская В.И. Изучение состояния здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие // Всероссийское совещание по гигиене детей и подростков. М., 1993. -С. 6-11.

19.  Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д. Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья. - Владикавказ, Проект-Пресс, 2000.- 175 с.

20.  Хетагурова Л.Г., Рапопорт С.И., Ботоева Н.К. Этапы становления хронобиологии и хрономедицины в России (исторический очерк) // Пространство и время. -2013. -№2(12). –С.229-238.

21.  Хронопрофилактика и хронотерапия нарушений здоровья населения /Л.Г.Хетагурова, К.Д.Салбиев, И.Р.Тагаева и др. / Владикавказский медико-биологический вестник. 2001. -Т.1, вып.1.- С.6-13.

 

 [1] Наниева А.Р. – ассистент кафедры общей гигиены ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава РФ; Хетагурова Л.Г.- директор ФГБУН Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-А; Кусова А.Р. – зав. кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава РФ; Тагаева И.Р. – зав. лабораторией традиционной медицины ФГБУН Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, доцент кафедры патофизиологии ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава РФ.